Книга Дмитрия Глуховского «Метро 2033» стала на русскоговорящих просторах бестселлером и обросла фанатами и продолжениями «из той же вселенной» вполне закономерно. Механизм известен давно – культовыми, как правило, становятся вселенные, позволяющие конечному потребителю играть со своими реалиями – придумывать новых героев, свои истории, в конце концов, воображать себя эльфом на ясных полянках, могучим иным и спасителем галактических принцесс... Вселенная «Метро 2033» очень грамотно создана именно для того, чтобы целевой аудитории в нее было интересно играть, а автору и издательству - делать продолжения и дополнения. Литературные качества книги здесь, как и занятный, на самом деле вопрос, почему это русского человека так тянет поиграть в постапокалипсис – дело десятое. Куда важнее для нас сегодня то, что литературные критики в свое время, видимо, были правы, когда много пеняли Глуховскому, что у него вышла не книга, а сценарий компьютерной игры. По крайней мере, великолепный результат работы 4А Games косвенно подтверждает их правоту. Причем, быть компьютерной игрой у «Метро 2033» получается намного лучше, чем книгой. Итак, на дворе 2033 год, человечество практически полностью уничтожено в результате ядерной войны. На поверхности земли уже 20 лет царит ядерная зима и хищные мутанты, а остатки рода адамового живут на превращенных в города-крепости станциях московского метро. Связи ни с кем нет, эфир давно молчит, и 40000 выживших считают себя последними людьми на земле. Главный герой – обычный парень по имени Артем, жил себе не тужил на независимой станции ВДНХ, пока к порогу его подземной родины не пришла новая угроза – куда более страшная, чем обычные мутанты или бандиты. Теперь он должен выполнить важное задание – добраться со своей окраинной станции в центр – к Полису (бывшая станция «Библиотека имени Ленина»), и рассказать Совету о новой угрозе. До войны это путешествие было бы ничем не примечательной поездкой на несколько минут, но в мире «Метро 2033» это – настоящая Одиссея, в которой герою предстоит столкнуться с множеством опасностей… Сюжет игры «Метро 2033» в целом следует книжной канве. Да, добавлена альтернативная концовка и вырезаны некоторые главы, очень многое переработано в угоду шутеру, где главный герой просто обязан побольше стрелять, но в целом – это та же история. Причем история не провисает ни на секунду и от пересказа средствами игровой индустрии ничего не теряет, а даже наоборот начинает играть новыми красками и деталями. Работу дизайнеров и художников 4A Games вообще трудно переоценить. Созданный их трудами, старанием и талантом мир «Метро 2033» - великолепен. Впечатляет все, от общих планов, до тщательно проработанных деталей, которые невнимательный игрок может и не заметить. Погибший мир потрясает своей пугающей красотой, а отлично срежиссированные катсцены, случайные бытовые эпизоды и диалоги, которые можно услышать на подземных «улицах», создают совершенно потрясающий колорит. Ей Богу, временами даже как-то не верится, что студия, сделавшая это маленькое чудо - базируется в Киеве. Геймплей, мир, сюжет и его подача – все как в лучших заграничных домах! «Метро 2033» не только не уступает боевикам с признанными мировыми именами, но и превосходит многие из них. Тот же BioShock 2, с моей точки зрения, проигрывает творению 4А вчистую. Собственно, раз уж мы заговорили о геймплее, то нужно сказать, что по сути своей «Метро 2033» - коридорный шутер с незначительными вкраплениями ролевых элементов. На мирных станциях герой может покупать за не стрелянные довоенные патроны боеприпасы, аптечки и усовершенствованное оружие. Например, с удлиненным стволом, или оптикой, или глушителем. Герой может по желанию игрока подбросить нищему «пульку» «на еду», или сблагородничав отказаться от предложенной награды (такие действия, кстати, способствуют достижению «хорошей» концовки) – вот собственно и весь ролевой элемент. В остальном «Метро 2033» – типичный современный линейный боевик с полагающимся ему бешенным динамизмом, великолепной, как уже говорилось, режиссурой и в целом не таким уж большим временем прохождения. Пройти «Метро 2033» вполне реально часов за десять, после чего игру можно будет ставить на полку до выхода обещанных DLC. Мультиплеера нет и он, признаться, вряд ли выглядел бы здесь особо уместно. Все-таки это чисто сюжетная однопользовательская игра и в таком качестве она целиком и полностью стоит своих денег. Разработчики правильно поступили, не заморачиваясь попытками приделать к фабуле «Метро 2033» сетевые баталии, или создать «свободный мир». Вместо этого они сосредоточили все силы на однопользовательском режиме и достигли на этом поприще огромных успехов. Туннели, монстры, тайники, перестрелки, погони, небольшая передышка на мирной станции, прогулки по улицам мертвого города, снова туннели, снова монстры… Все эти элементы геймплея и повествования, настолько ловко подогнаны друг к другу, настолько увлекают и не отпускают, что временами хочется просто таки рукоплескать разработчикам. Опять-таки хочется отметить глубокое внимание разработчиков «Метро 2033» к деталям. Так маска противогаза, необходимая для выживания на поверхности, или в некоторых коридорах - начинает запотевать, когда ресурс фильтра подходит к концу. Пневматическое оружие следует «накачивать» для увеличения мощности выстрела. Луч фонарика можно на некоторое время усилить с помощью механического зарядного устройства, от него же заряжается прибор ночного видения. И таких нюансов в игре – множество. Не совсем удачными в «Метро 2033» можно назвать разве что стелс элементы. Нет, не подумайте – задания, в которых Артему нужно бесшумно прокрасться из точки «А» в точку «Б» вполне решаемы банальной силой – можно смело забрасывать противников гранатами и поливать свинцом. Но ведь красться мимо, ни о чем не подозревающих врагов, ведущих весьма интересные беседы «за жизнь», бывает очень даже интересно… и тем обиднее, что местный стелс-режим совершенно не прощает ошибок. Увидевший вас краем глаза боец, только что мирно сидевший у костра - тут же, без всяких размышлений и сомнений постарается всадить в Артема пулю, а это, как и неосторожное убийство, поднимет на ноги весь лагерь, которому придется устраивать небольшой геноцид. Словом, ачивки за тихое прохождение не даром считаются в «Метро 2033» одними из самых высокоуровневых. В целом же, перед нами игра действительно мирового уровня и один из лучших шутеров на сегодня. -------- Наше резюме Идея: воплотить в игре популярную и колоритную постапокалиптическую вселенную Графика: великолепная Звук: в целом - отличный, а игра актеров в русской версии вопреки традиции очень хороша Игра: на уровне лучших западных боевиков Вердикт GameWay! 4,5/5 (Хит!)
|